Актер, режисер, директор Евросети и священник Иван Охлобыстин отказался от попытки баллотироваться в президенты России. Накануне лично патриарх Кирилл напомнил, что священник «лишен политической власти», намекая на поведение Охлобыстина. Политологи с самого начала называли этого кандидата в президенты «шутом», умеющим удачно пиариться в разных ипостасях.
Актер и священник Иван Охлобыстин, заявивший было о намерении баллотироваться в президенты России, отказался от этих планов. В ночь на воскресенье в своем блоге в Twitter он объявил о том, что передумал, поскольку так и не получил благословения на свое выдвижение.
«Смиряюсь перед мнением Святой Церкви. Я верен клятве, данной перед Святым Престолом, так же как верен идеалам Империума... – сообщил Охлобыстин и предложил вернуть в избирательные бюллетени графу «против всех». – Я не могу быть президентом, но я могу предложить нации вернуть в избирательные бюллетени пункт «против всех». Нация имеет право и на такой выбор...»
Впервые о желании побороться за высший государственный пост Охлобыстин заявил в начале сентября. При этом он признал «невозможность» своего избрания, но в случае прихода к власти обещал увеличить срок президентских полномочий до 14 лет и высказался за модернизацию армии, а также отмену Госдумы как института, который «пожирает огромное количество ресурсов».
«Какая у меня мотивация? Не будет обещания пенсии бабушкам в три миллиона. Зато я могу предоставить философский концепт. Этим немногие кандидаты могут похвастаться», – говорил Охлобыстин.
Эти заявления заметно оживили интерес публики к намеченным на март президентским выборам, особенно на фоне того, что Дмитрий Медведев и Владимир Путин пока еще не объявили о своем решении в этой связи, а решение идти в президенты со стороны Геннадия Зюганова или Владимира Жириновского большого ажиотажа не вызывает.
Впрочем, Охлобыстин оговорился тогда, что вступит в президентскую гонку лишь с позволения РПЦ, которая довольно быстро отреагировала на его заявление.
«И в Основах социальной концепции Русской православной церкви, и в одном из документов Архиерейского собора 2011 года говорится о том, что священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в любые органы представительной власти любых стран и любых уровней», – говорил глава синодального Отдела по взаимоотношениям РПЦ и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Но Охлобыстин подчинился далеко не сразу. Еще в конце прошлой недели актер представил в Лужниках свою «Доктрину-77». Эксперты в один голос заявляли, что у артиста не будет возможности собрать необходимые для регистрации два миллиона подписей, но даже в случае участия в выборах максимум он мог бы рассчитывать на 1% голосов.
«Либо он будет выступать шутом – получит десятую долю процента. Либо он попытается собрать протестный электорат и стать своеобразным Жириновским. У него, в принципе, есть потенциал. Тогда ему светит несколько процентов», – предполагал политолог Павел Салин.
Напомним, что Охлобыстин недавно взялся еще и за бизнес, подрядившись продвигать пиар одной из крупных сбывающих мобильные телефоны компаний. Эксперты не исключали, что его выступление в Лужниках и вся затея с выдвижением в президенты были не более чем ловким ходом в его пиар-стратегии.
Вероятнее всего, Охлобыстина вразумило заявление, которое сделал сам патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Тот призвал священников не дискредитировать церковь поведением. «Ответственность священников ни с чем не может быть сравнима. Каждое слово, каждое дело, даже внешность – как мы одеваемся, как мы ходим, на чем мы ездим – все это может каких-то малодушных и неглубоких людей, особенно подверженных внешней пропаганде, отлучить от Бога», – заявил патриарх на недавнем богослужении в Успенском соборе Московского Кремля.
По словам предстоятеля РПЦ, священник «лишен политической власти». «В каком смысле он может нести ответственность за народ? А в таком смысле, что своей проповедью, своей жизнью, своим примером и своей молитвой он должен укреплять в жизни людей те незыблемые нравственные принципы, на которых и может развиваться жизнь людей, будь то личная, семейная или общественная», – подчеркнул патриарх. |